Насонов С.А.

Необходимо ли повышение уровня требований к кандидатам в присяжные заседатели в РФ?

В последнее время в литературе появились суждения о необходимости повышения требований к кандидатам в присяжные заседатели в РФ, чтобы обеспечить объективность выносимых присяжными вердиктов и максимально исключить попадание в коллегию "асоциальных" лиц. Насколько эти предложения состоятельны?

Действующий Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" содержит четкий круг требований к кандидатам в присяжные заседатели. Так, согласно ч.2 ст. 3 указанного Федерального Закона, кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном УПК РФ, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Кроме того, по письменному заявлению гражданина исключаются из списка присяжных следующие лица:

1) лица, не способные исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;

2) лица, достигшие возраста 65 лет;

3) лица, замещающие государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;

4) военнослужащие;

5) граждане, уволенные с военной службы по контракту из органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны или органов внешней разведки, - в течение пяти лет со дня увольнения;

6) судьи, прокуроры, следователи, дознаватели, адвокаты, нотариусы, должностные лица службы судебных приставов или частных детективов - в период осуществления профессиональной деятельности и в течение пяти лет со дня ее прекращения;

7) имеющие специальное звание сотрудника органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов или органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;

8) гражданине, уволенные со службы в органах и учреждениях, указанных в п.7 - в течение пяти лет со дня увольнения;

9) священнослужители.

Являются ли эти требования чрезмерно лояльными?

Ответ на этот вопрос можно дать, рассмотрев аналогичные требования к кандидатам в присяжных заседатели в других странах, где действует эта форма судопроизводства.

Комментарии

  • Евгения / 26.09.2014

    В Англии вопрос о порядке выбора присяжных, т.е. об их социальном составе, был в центре внимания учрежденного в 1965 г. Комитета по реформе суда присяжных, именуемого по имени председателя Комитетом Морриса. Было предложено, чтобы в присяжные отбирались лица, внесенные в избирательные списки по выборам в парламент или местные органы власти. Ранее присяжными могли быть лишь собственники недвижимости, приносящей доход не менее 10 ф.ст. в год, долгосрочные арендаторы недвижимости с доходом в 20 ф.ст. в год и наниматели квартир стоимостью не менее 20 ф.ст. По известному определению судьи Девлина, английские присяжные "имели тенденцию быть преимущественно мужчинами, среднего возраста, среднего ума и среднего класса". В современных условиях, когда наличие недвижимости не является основным критерием благосостояния, образования и политической лояльности, когда политические партии заинтересованы в голосах избирателей, старый порядок назначения присяжных представляет явный анахронизм.

    Последовавший за Законом 1971 г. Закон 1972 г. "Об уголовном правосудии" отменил для присяжных имущественный ценз и снизил возрастной. Присяжным может быть любое лицо в возрасте от 18 до 65 лет (теперь — до 70 лет), постоянно проживающее в Англии не менее 5 лет, начиная с 13 летнего возраста, и включенное в списки избирателей парламента или местных органов власти. Новый порядок назначения присяжных начал действовать лишь с 30 марта 1974 г., однако фактически состав присяжных изменился значительно раньше. Когда в 1963 г. была проведена переоценка стоимости жилых домов, в присяжные попали почти все квартиронаниматели.

    В настоящее время присяжный освобождается от участия в рассмотрении дела, если каким-либо образом связан с процессуальной стороной, возможными свидетелями или имеет отношение к обстоятельствам дела. Такой отбор должен обеспечить непредвзятое отношение к оценке фактов обычными людьми, призванными заседать в качестве "судей факта".

    Все существенные изменения, внесенные в систему суда присяжных Законами 1967, 1971, 1972 г., были затем консолидированы Законом 1974 г. о присяжных. В настоящее время следует ссылаться только на Закон 1974 г.

    Согласно Закону 1974 г., который установил общие требования к отбору и вызову присяжных для участия как в уголовном, так и в гражданском судопроизводстве, имена присяжных выбираются из списков избирателей в парламент и в местные органы власти. Судебный чиновник, назначаемый лордом-канцлером, составляет первоначальный список из лиц, удовлетворяющих следующим требованиям:

    1) возраст лица: не моложе 18 лет и не старше 70 лет;

    2) присяжные должны быть постоянными жителями Соединенного Королевства в течение не менее пяти лет после достижения тринадцатилетнего возраста;

    3) они не должны относиться к той группе населения, которая отстраняется, согласно Приложение 1 к Закону 1974 г., от привлечения к обязанностям присяжного. А именно:

    -все лица, исполняющие обязанности, связанные с отправлением правосудия: судьи, в том числе и бывшие регистраторы судов, секретари судов и прочие судебные чиновники, адвокаты и их секретари, коронеры, весь штат Дирекции публичных преследований, полицейские и гражданские служащие полиции;

    -в списки присяжных не вносятся священники и монахи;

    -не могут быть присяжными лица, страдающие душевными заболеваниями и различными психическими расстройствами;

    -практикующие медицинские работники также освобождаются от явки в суд, хотя и вносятся в список присяжных;

    -военнослужащие вызываются лишь с разрешения их командования;

    -служители церкви, и лица, вера которых несовместима с обязанностями присяжных.

    Таким образом, законы 1972—1974 гг. ввели такой обширный список исключений, которого еще никогда не было.

    Обязанности присяжных продолжают, как и раньше, быть принудительными, поэтому отказ без уважительных оснований от явки присяжного в суд, наказывается штрафом. Привилегия освобождения от несения обязанностей присяжного раньше давалась пэрам, членам обеих палат парламента, судьям и адвокатам, практикующим медикам. Отменив имущественный ценз для присяжных и увеличив, таким образом, круг лиц, которые могут быть назначены присяжными, Закон 1994 г. об уголовном правосудии и публичном порядке исключил из состава присяжных не только.

    В отдельную группу выделяются лица, которые деквалифицируются в качестве присяжных по признаку имеющихся судимостей. Присяжными согласно Закону 1974 г. не могут быть лица, осужденные на срок свыше 3-х месяцев лишения свободы. При этом приговоренные к наказанию от 3-х месяцев до 5 лет лишения свободы не могут быть присяжными в течение 10 лет, а при сроках лишения свободы от 5 лет и выше — никогда не могут привлекаться к обязанностям присяжного.

    В настоящее время, согласно Закону 1984 г. о дисквалификации присяжных, не смогут быть присяжными лица, которые были осуждены в последние 10 лет к любому наказанию в виде лишения свободы, в том числе и к условному наказанию, а также приговоренные к выполнению общественных работ. Устраняются от обязанностей присяжного и те, кто в последние 5 лет были помещены под надзор службы пробации. Согласно Закону 1994 г. не могут быть присяжными лица, находящиеся под залогом или поручительством как меры пресечения до рассмотрения их дела в суде. Независимо от перечисленных выше оснований, любое лицо, явившееся по вызову в суд, исключается из списка присяжных единоличным решением судьи, если, по его мнению, это лицо плохо понимает английский язык или имеет физические недостатки, в силу которых не может быть присяжным (Закон 1994 г.).

  • Сергей Насонов / 03.03.2015

    Согласно ст. 29 УПК Грузии лицо вправе участвовать в судебном процессе в качестве присяжного заседателя, если оно: достигло возраста 18 лет; проживает на территории, подведомственной суду, в котором ведется процесс; его физические или психические возможности не ограничены настолько, чтобы это служило ему препятствием в исполнении обязанностей присяжного заседателя.

    При этом не могут быть присяжными заседателями: должностные лица; следователи; полицейские; военнослужащие; священнослужители; участники процесса по данному делу; обвиняемые; лица, на которых было возложено административное взыскание за потребление наркотических веществ; психологи; психиатры; юристы (ст. 30 УПК Грузии). Кроме того присяжным заседателем не может быть лицо, если его участие в деле в качестве присяжного заседателя было бы явно несправедливым в связи с высказываемыми этим лицом соображениями или его личным опытом (п. «и» ст. 30 УПК Грузии). От выполнения обязанностей присяжного вправе отказаться лица, в течение последнего года уже выполнявшие функции присяжного заседателя; лица, подмена которых по месту работы повлечет значительный вред; лица, в течение продолжительного времени находящиеся (или выезжающие) за пределы Грузии, а также по состоянию здоровья или достижению 70 лет.

    Сопоставляя приведенные требования, с аналогичными требованиями к кандидатам в присяжные заседатели в РФ, можно отметить, что они, с одной стороны, более лояльны к будущим присяжным (например, существенно снижен возраст привлечения к исполнению функций присяжного). Такая лояльность представляется чрезмерной, поскольку присяжные должны при вынесении вердикта опираться на свой жизненный опыт, который вряд ли накапливается к восемнадцатилетию.

    С другой стороны, в указанных требованиях отражается попытка обеспечить максимально объективное вынесение вердикта присяжными заседателями (отсюда запрет на участие психологов, психиатров, юристов). В этом аспекте российское законодательство явно уступает грузинской модели.

Чтобы продолжить, включите отображение картинок