Насонов С.А.

Формирование коллегии присяжных в РФ и в зарубежных странах: сходства и различия

Важнейшей гарантией справедливого судебного разбирательства с участием присяжных заседателей является порядок формирования их коллегии. Действующее уголовно-процессуальное законодательство РФ регулирует его довольно подробно. Но является ли этот порядок формирования коллегии наиболее оптимальным? Какие отличия от российской процедуры характерны для формирования коллегии присяжных в зарубежных странах?

Комментарии

  • Михаил / 07.10.2014

    Можно отметить особенности формирования коллегии присяжных заседателей в Испании. В этой стране Суды присяжных были восстановлены в 1995 г.

    Присяжным заседателем может быть каждый испанец, осуществляющий в полном объеме свои гражданские права и достигший возраста 18 лет, если он может читать, писать и не страдает физиче- скими или психическими недугами, которые препятствуют выполнению обязанности присяжного заседателя.

    Списки присяжных заседателей составляются на два года путем случайной выборки из списков избирателей и включают количество кандидатов, признанное необходимым председателем провинциального суда. От исполнения обязанностей присяжных заседателей освобождаются некоторые должностные лица и профессиональные юристы, а также лица, достигшие 65-летнего возраста.

    Не менее чем за 30 дней до открытия судебного разбирательства председательствующий в деле судья призывает в провинциальный суд 36 присяжных заседателей. После проведения анкетного опроса этих граждан и проверки анкет сторонами в суде проводится слушание, в ходе которого стороны могут ходатайствовать об исключении того или иного лица из списка присяжных. Если в списке остается менее 20 человек, то он пополняется из общего списка.

  • Роман / 20.10.2014

    Акт «О присяжных» Австралии предусматривает следующую процедуру избрания присяжных. Каждые двенадцать месяцев Специальный Уполномоченный выбирает в случайном порядке лиц из списка избирателей, предоставленного Председателем Избирательной Комиссии штата (Electoral Commissioner). Специальный Уполномоченный высылает избранным лицам анкету, на заполнение которой дается четырнадцать суток. Анкета позволяет определить способность лица участвовать в процессе. Лицам, избранным на основе анкетирования отправляется повестка с требованием явиться в течение десяти суток. Неявка и предоставление ложной информации о себе преследуется по закону.

    Закон определяет различное количество присяжных для уголовного и гражданского производства. Так, в уголовном процессе жюри присяжных (criminal juries) обычно состоит из двенадцати человек, от которых требуется вынесение единогласного вердикта «виновен» либо «не виновен». В случае, если процесс может затянуться, количество присяжных может быть увеличено до пятнадцати, причем вердикт должно будет вынести жюри, сокращенное впоследствии до двенадцати присяжных. В определенных условиях, если не удалось достичь единодушия, может быть признан законным вердикт одиннадцати из двенадцати присяжных. Жюри присяжных по гражданским делам (civil juries) обычно состоит из шести человек (максимальное количество восемь) и решает вопрос о размере убытков или компенсации.

    Стороны могут дать отвод (challenge) отдельным присяжным. Так, в уголовном процессе позволяется дать немотивированный отвод (peremptory) четырем (шести, в определенных случаях) присяжным, количество же мотивированных (for case) отводов не ограничено. В гражданском процессе немотивированных отводов не может быть более трех, а количество мотивированных отводов, как и уголовном процессе не ограничено.

    Лица, участвующие в судебном процессе в качестве присяжных получают суточное довольствие. Присяжные, занятые в процессе 7 дней или менее – получают 36 австралийских долларов в день (около 720 рублей); занятые в процессе от 7 дней до 12 месяцев – 72 AU$ в день (около 1440 рублей); занятые в процессе более 12 месяцев – 144 AU$ в день (около 2880 рублей). Кроме того, лицам, которым приходится ежедневно преодолевать путь до здания суда более, чем 8 км – положена компенсация расходов, из расчета 38 центов (около 8 рублей) на каждый километр.

  • Сергей Насонов / 03.03.2015

    Формирование коллегии присяжных заседателей в Грузии начинается с транспарентной судебной процедуры составления списка кандидатов в присяжные заседатели. В отличие от положений ст. 326 УПК РФ, УПК Грузии предусматривает проведение специального судебного заседания, на котором председательствующий, выслушав мнение сторон, устанавливает шаг выборки из списка избирателей и формирует список кандидатов в присяжные заседатели из 50 человек, который вручается сторонам. На указанном заседании судом, с учетом мнений сторон, составляется анкета, которая рассылается кандидатам в присяжные заседатели с одновременным извещением их о месте и времени проведения судебного заседания.

    Процедура отбора коллегии присяжных заседателей в Грузии является сходной с аналогичной процедурой по УПК РФ, включая в себя стандартные элементы: опрос кандидатов в присяжные сторонами; заявление кандидатами самоотводов; заявлением мотивированных и немотивированных отводов сторонами; выборы старшины; приведение присяжных заседателей к присяге. Вместе с тем, при отборе присяжных по УПК Грузии стороны поставлены в более привилегированное положение, нежели чем по УПК РФ, поскольку они имеют право на ознакомление с анкетами кандидатов в присяжные до отбора и вправе заявить до 6 немотивированных отводов (если подсудимому грозит пожизненное лишение свободы – до 12 немотивированных отводов).

Чтобы продолжить, включите отображение картинок